Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Финансовое право - Виды истолчников уип

Виды истолчников уип


Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Суд по ходатайству осужденного может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет в случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

В случае неуплаты штрафа взыскание производится принудительно. Оно может быть обращено на личное имущество осужденного, в том числе на его долю в общей собственности и в совместной собственности супругов. Взыскание на имущество не обращается, если гражданин работает или получает пенсию (стипендию), а размер взыскания не превышает той доли месячной оплаты или иного заработка (пенсии, стипендии), на которую по закону может быть обращено взыскание.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный срок.

В отношении такого осужденного судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Законодательство не устанавливает меры соотношения не выплаченных сумм штрафа с конкретными сроками ареста, обязательных и исправительных работ. Суд решает этот вопрос по своему усмотрению. Необходимо, чтобы указанные сроки не выходили за максимальные и минимальные пределы, установленные УК РФ для данных видов наказаний.

Содержание:

35. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. Военнослужащие, осужденные к аресту, должны быть направлены на гауптвахту для отбывания ареста в 10-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора.

Содержание осужденных военнослужащих раздельное, в зависимости от состава военнослужащих Существует три категории осужденных военнослужащих: осужденные из числа лиц офицерского состава; осужденные, имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, и осужденные из числа рядового состава. Наряду с этим осужденные военнослужащие, проходящие службу по призыву, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту. А осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям.

Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими определяются УИК РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики в области обороны, а также правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

К осужденным военнослужащим могут применяться меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания либо зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично. За нарушение порядка отбывания наказания к осужденным военнослужащим могут применяться меры взыскания в виде выговора или перевода в одиночную камеру на срок до 10 суток.

При отбывании наказания в виде ареста осужденным военнослужащим:

• время отбывания ареста не может быть засчитано в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания;

• не может быть представления к присвоению очередного воинского звания, назначения на вышестоящую должность, перевода на новое место службы и увольнение с военной службы, за исключением случаев признания их негодными к военной службе по состоянию здоровья;

• выплачивается денежное содержание за время отбывания ареста только в размере оклада по воинскому званию.

31. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

Осужденные к пожизненному лишению свободы и осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, отбывают наказание в исправительной колонии особого режима. Особый режим предполагает размещение осужденных в строгих, обычных и облегченных условиях, которые различаются по количеству благ, предоставляемых осужденному в течение года. Чем легче условия отбывания наказания, тем выше уровень правомочий осужденных.

Все вновь прибывшие осужденные к пожизненному лишению свободы помещаются в строгие условия содержания. По истечении не менее 10 лет лишения свободы они имеют право, при отсутствии нарушений режима и уважительном отношении к труду, на перевод из строгих в обычные, из обычных в облегченные условия содержания, по отбытии 25 лет которых осужденный может быть представлен к освобождению от отбывания наказания условно-досрочно. При наличии злостных нарушений режима осужденный может быть переведен обратно из облегченных в обычные или строгие или из обычных в строгие условия содержания.

Обеспечение безопасности персонала и спецконтингента при исполнении пожизненного лишения свободы осуществляется с помощью комплекса мер. каждая из которых предполагает целый ряд мероприятий, различающихся уровнем их реализации. Безопасность достигается посредством применения мер общегосударственных, региональных и осуществляемых органами управления УИС.

Степень общественной опасности спецконтингента, отбывающего пожизненное лишение свободы, обусловливает необходимость обеспечения безопасности и персонала, и самого спецконтингента. Однако особую значимость представляют меры обеспечения безопасности, предпринимаемые администрацией ИУ По своему содержанию данные меры подразделяются на уголовно-правовые и уголовно-исполнительные, имеющие свою специфику в определении целей и задач.

18. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Цели уголовно-исполнительного законодательства:

  1. исправление осужденных;
  2. предупреждение совершения новых преступлений осужденными (специальная превенция);
  3. предупреждение совершения преступления иными лицами (общая превенция).

Задачи уголовно-исполнительного законодательства:

  1. правовое регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;
  2. определение средств исправления осужденных;
  3. охрана прав, свобод и законных интересов осужденных;
  4. оказание помощи осужденным в социальной адаптации.

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают:

• установление общих положений и принципов исполнения наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера;

• порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

• применение средств исправления осужденных:

• организацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

• участие в исправлении осужденных органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан;

• порядок освобождения от наказания.

• порядок оказания помощи освобождаемым лицам. В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель – исправление осужденных. Достижение этой цели косвенно влияет и на эффективность общего и частного предупреждения совершения преступлений (как осужденными, так и иными лицами). Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, выбор средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации являются задачами уголовно-исполнительного права.

Согласно уголовному закону наказание есть мера принуждения, назначаемая по приговору суда, и она заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления. Это положение предопределяет и основной метод правового регулирования отношений при исполнении наказаний, а именно императивный метод, метод власти – подчинения, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Осужденному по приговору суда (т. е. принудительно) определяются порядок и условия отбывания наказания, т. е. степень ограничений в возможности удовлетворения тех или иных потребностей, устанавливается особый порядок реализации его законных прав и интересов.

Кроме того, в качестве собственных методов уголовно-исполнительного права широко применяются методы:

• разъяснительно-обязывающий:

• предполагающий включение осужденных в общественно-полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение;

• участия в ограниченном самоуправлении, общественной работе;

• поощрения и развития полезной инициативы;

• сотрудничества.

Уголовно-исполнительное право в российской правовой системе

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано со многими отраслями российской правовой системы. В первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку они объединены общей задачей, направленной на борьбу с преступностью и охрану наиболее значимых общественных отношений.

Нормы вышеперечисленных отраслей права с различных позиций регулируют процесс определения лиц, виновных в преступлении, назначения им уголовного наказания и его отбывания.

Например, уголовное право устанавливает содержание наказания, как явления, и основные признаки преступления. Данная отрасль регулирует отношения, связанные с назначением и освобождением граждан от наказания. В свою очередь, уголовно-процессуальное право устанавливает порядок, в соответствии с которым выносится приговор суда.

Связь уголовно-исполнительного и административного права касается порядка деятельности исправительных учреждений, определения обязанностей и прав их персонала, а также порядка прохождения службы в органах исполнения наказания.

Нормы гражданского и семейного права учитываются при утверждении права осужденных владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, заключать различные сделки. Связь с трудовым правом следует рассматривать в аспекте привлечения заключенных к исправительным работам, обеспечения им надлежащих производственных условий и оплаты. Данная сфера деятельности полностью регулируется трудовым законодательством, за исключением положений, связанных с ограничениями, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством.

Часто уголовно-исполнительное право пересекается с конституционным правом. Так, при отбывании тюремного заключения неизменными остаются следующие конституционные права осужденных:

  1. равенство перед законом и судом;
  2. охрана здоровья и медицинская помощь;
  3. безопасные условия труда;
  4. защита достоинства личности;
  5. свобода от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

2. Деятельность уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:

а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;

д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В Уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.

11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ.

Под правовым положением (статусом) понимается юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей. В сфере социальных связей гражданина выделяют следующие виды правового статуса: 1) общий правовой статус, который включает в себя международный правовой статус человека и гражданина, а также правовой статус гражданина Российской Федерации; 2) специальный правовой статус.

Все эти виды составляют единую систему прав и обязанностей субъектов в различных социальных сферах.

Общим правовым статусом признается статус присущий всем гражданам без исключения. Содержание общего правового статуса личности отражает наиболее важные, значимые взаимоотношения. Его можно определить как совокупность прав и обязанностей, законных интересов, правовых ограничений и запретов, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законодательством и распространяются на всех без исключения граждан РФ, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «Каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». Неотъемлемость этого права для граждан Российской Федерации также провозглашена в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ 1992 г., Конституции РФ (ст. 6). Гарантии сохранения гражданства предусмотрены и Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации».

Специальный правовой статус можно определить как специальную совокупность прав и обязанностей, законных интересов, правовых ограничений и запретов, присущую определенным социальным группам граждан и обеспечивающую выполнение ими социальных ролей и функций.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Специфика правового статуса осужденных состоит не только в том, что они становятся субъектами уголовно-правовых, а затем и уголовно-исполнительных правоотношений с соответствующими правами и обязанностями, но и в том, что на них оказывают воздействие специальные нормы иных отраслей права. Так, в нормах гражданского, брачно-семейного, трудового и некоторых иных отраслей права имеются положения, ограничивающие права осужденных. К примеру, осужденный к лишению свободы не свободен в выборе места работы, брак с ним при наличии определенных условий может быть расторгнут в упрощенном порядке и т. д. Его специфика заключается также и в том, что он связан с ограничением или лишением определенных прав и свобод осужденного, но включает дополнительные права и обязанности в случаях, когда общие права и обязанности осужденных недостаточны для урегулирования специфических общественных отношений, которые возникают в процессе отбывания наказания (право на свидания, право на прогулку при содержании в закрытых помещениях и т. д.).

5. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РФ.

Основными функциональными элементами уголовно-исполнительной системы являются органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний РФ, поскольку именно они отвечают за исполнение основной массы уголовных наказаний, в том числе связанных с лишением свободы. В первую очередь это исправительные учреждения.

Исправительные учреждения предназначены для исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и смертной казни. К ним относятся (ст. 74 УИК РФ): исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения и следственные изоляторы.

Исправительные колонии предназначены для содержания совершеннолетних, осужденных к лишению свободы на определенный срок и пожизненно, и подразделяются на учреждения открытого типа (колонии-поселения), полуоткрытого типа (исправительные колонии общего и строгого режима) и закрытого типа (исправительные колонии особого режима).

Колонии-поселения созданы трех видов:

• для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности;

• для осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы.

• для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ (это единственный вид исправительных учреждений, в котором не предусмотрено раздельное, в зависимости от пола, содержание осужденных).

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, и осужденные женщины. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они ранее отбывали лишение свободы. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание только мужчины, совершившие преступления при особо опасном рецидиве преступлений: осужденные к лишению свободы на определенный срок, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

Воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних осужденных, а также осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Эти колонии не подразделяются на виды режима.

Тюрьмы предназначены для содержания лиц, достигших совершеннолетия и осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, либо совершивших преступления как особо опасный рецидив, либо переведенных из исправительных колоний общего и строгого режима за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Каждая тюрьма подразделяется на два вида режима: общий и строгий.

17. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ.

Основные виды контроля за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания: международный контроль: контроль органов государственной власти; судебный контроль; ведомственный контроль; прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; контроль общественности; посещение учреждений, исполняющих наказания.

Международный контроль за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в РФ осуществляется международными организациями. Пределы контроля ограничиваются международными документами и нормативными актами в сфере исполнения уголовных наказаний.

Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, на территории которых расположены данные учреждения. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством РФ.

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора (о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания; об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы: об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания; об отсрочке исполнения приговора и др.).

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни.

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами в следующих формах: а) плановые, контрольные и внеплановые инспекторские проверки; б) проверки по фактам происшествий, заявлениям и жалобам осужденных и иных лиц; в) ознакомление с работой аппарата управления при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, руководителями вышестоящих органов управления и прием представителей персонала и осужденных по личным вопросам и др.

27. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА.

Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах. Осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции, изолированы от других категорий лиц, содержащихся под стражей, раздельно размещаются мужчины, женщины, несовершеннолетние, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях.

На осужденных распространяются условия содержания, установленные для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание на общем режиме в тюрьме. Осужденным, отбывающим данный вид наказания:

• не предоставляются свидания, не разрешаются бандероли, посылки (кроме предметов первой необходимости и одежды по сезону);

• не разрешается передвижение без конвоя.

• не предоставляется возможность получения общего и профессионального образования, профессиональной подготовки;

• предоставляется право ежемесячно приобретать продукты питания, предметы первой необходимости на сумму 400 руб.;

• предоставляется ежедневная прогулка не менее 1 часа, а несовершеннолетним – не менее 1,5 часов;

• разрешается разговор с близкими при наличии исключительных личных обстоятельств:

• предоставляется медицинская помощь:

• несовершеннолетним предоставляется свидание один раз в месяц продолжительностью до 3 часов с родителями или лицами, их заменяющими Материально-бытовое обеспечение осужденных осуществляется по нормам, установленным для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание на общем режиме в тюрьме, а для несовершеннолетних – по нормам воспитательных колоний.

За хорошее поведение к осужденным применяются следующие меры поощрения: 1) благодарность:

2) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

3) разрешение на телефонный разговор продолжительностью до 15 минут.

За нарушение порядка отбывания наказания к осужденным применяются меры взыскания: 1) выговор; 2) водворение в штрафной изолятор на срок до 10 суток.

23. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

Исправительные работы на срок от 2 месяцев до 2 лет отбываются по основному месту работы осужденного. Осужденный к исправительным работам направляется для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию (далее – инспекция) копии приговора, где осуществляется прием осужденных, разъясняется им порядок и условия отбывания наказания, а также обеспечивается контроль за соблюдением условий отбывания наказания и исполнения требований приговора администрацией организаций. в которых работают осужденные.

Наряду с этим инспекции проводят с осужденными воспитательную работу, контролируют их поведение, обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания исправительных работ. По приговору суда из их зарплаты производится удержание от 5 до 20 %.

В период отбывания наказания осужденные обязаны сообщить об изменении места жительства в инспекцию в течение 10 дней. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 18 рабочих дней. Другие виды отпусков, предусмотренные трудовым законодательством, предоставляются осужденным на общих основаниях.

В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал, а также время, в течение которого он был официально признан безработным.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

На администрацию организации, в которой работает осужденный, возлагаются следующие обязанности: а) правильные и своевременные удержания из заработной платы осужденного и перечисление удерживаемых сумм в установленном порядке: б) контроль за поведением осужденного на производстве; в) уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мер поощрения и взыскания и др.

При злостном уклонении от отбывания исправительных работ инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания.

6. Принципы законности и гумманизма

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.

Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91 УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК) и др.

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ.

Освобождение от отбывания наказания влечет за собой отмену всех правоограничений уголовного наказания. Лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость. Уголовно-правовые последствия судимости определяются УК РФ.

Состояние судимости возникает у лица, осужденного за совершение преступления, со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и продолжается до момента погашения или снятия судимости. Юридическое значение судимости: она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных законодательством. Правоограничения подразделяют на две группы: уголовно-правовые и общеправовые. 1. Согласно УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. 2. Общеправовыми последствиями называют установленные нормами иных федеральных законов ограничения в отношении лиц, имеющих судимость (например, при принятии на службу в правоохранительные органы). В сферах деятельности, где отсутствуют подобные ограничения правовой статус лиц, отбывших наказание, не отличается от правового положения других граждан.

Основная цель контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, – помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения Контроль осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждений. Таким специализированным государственным органом является уголовно-исполнительная инспекция. Контроль за освобожденными от отбывания наказания осуществляют еще и органы внутренних дел.

Срок контроля за условно-досрочно освобожденным равен неотбытой части срока наказания.

Правовые последствия нарушения условий освобождения различаются в зависимости от характера нарушения, допущенного условно-досрочно освобожденным. Так, если лицо совершило нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонилось от исполнения обязанностей, возложенных на него судом в течение оставшейся неотбытой части наказания при применении условно-досрочного освобождения суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции (для военнослужащих – командования воинской части или учреждения) может вынести постановление об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

В случае если лицо совершило преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом. В том случае, когда совершенное преступление является умышленным, суд отменяет условно-досрочное освобождение и назначает наказание по совокупности приговоров. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

33. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.

Осужденные к смертной казни содержатся в одиночной камере в условиях, обеспечивающих их усиленную охрану и изоляцию. В случае обращения осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяет прокурор и направляете Верховный Суд РФ, Генеральную прокуратуру РФ для проверки уголовного дела и составления заключения, представляемого Президенту РФ. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.

Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента РФ об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.

Осужденный к смертной казни вправе: 1) оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения; 2) получать необходимую медицинскую помощь; 3) получать юридическую помощь и иметь свидания без ограничения их продолжительности и количества с адвокатами и иными лицами, имеющими право оказывать юридическую помощь; 4) получать и отправлять письма без ограничения; 5) иметь ежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками; 6) иметь свидания со священнослужителем; 7) пользоваться ежедневно прогулкой продолжительностью 30 минут: 8) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства в размере, установленном для осужденных, содержащихся в тюрьме на строгом режиме.

Осужденные к смертной казни, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу, но вопрос о помиловании не решен либо ходатайство которых о помиловании удовлетворено, до направления в исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания содержатся в условиях, предусмотренных для отбывания пожизненного лишения свободы.

Осужденные к смертной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено или принято решение о неприменении помилования, до направления в соответствующие учреждения для исполнения приговора содержатся в условиях, предусмотренных на строгом режиме в тюрьмах.

Смертная казнь исполняется путем расстрела непублично, присутствуют только прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствии остальных. Об исполнении приговора суда составляется протокол, который подписывается присутствующими лицами.

Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана об исполнении наказания поставить в известность суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного. Тело для захоронения не выдается, и о месте его захоронения не сообщается.

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА.

В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.

Источниками права являются официальные документы (нормативные правовые акты) компетентных органов, в которых содержатся юридические нормы, на основе и в соответствии с которыми формируется и развивается соответствующая отрасль права. Основной источник для всех отраслей права, в том числе и уголовно-исполнительного, – Конституция РФ. которая является юридической основой текущего законодательства, обладает высшей юридической силой. Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Основной источник – федеральные законы РФ. В их числе Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его принципы, структура и содержание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Для реализации своих конституционных прав Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. В определении перспектив развития уголовно-исполнительной системы важное значение имеют указы Президента РФ 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве посредством издания соответствующих постановлений и распоряжений обязательных к исполнению на всей территории РФ Утверждено Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях», постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы» конкретизируются положения ст. 99 УИК.

Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний издаются в соответствии с федеральными законами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Министерства юстиции России 2005 г.)).

В настоящее время в данной сфере действуют нормативные акты МВД, Минюста России, ФСИН России.

Постановления Конституционного Суда РФ. В 1995 г. КС РФ признал ряд положений Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающих лишение нанимателя жилого помещения или членов его семьи права пользования жилым помещением в случаях временного отсутствия, не соответствующими Конституции РФ.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

7. ИНЫЕ ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ.

Сложность и многоплановость задач по исполнению уголовных наказаний приводит к необходимости привлекать для их решения учреждения и органы функции которых не ограничиваются исполнением наказаний. Это суды, администрации организаций и т. д., которым уголовно-исполнительное законодательство предоставило полномочия по выполнению специфических задач в этой сфере.

Судебные органы исполняют наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16УИКРФ).

Штраф может применяться как в качестве основного, так и дополнительного наказания (ч. 2 ст. 45 УК РФ). Исполнение этого вида наказания осуществляется судебными приставами-исполнителями.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется судебным органом, вынесшим приговор, только в качестве дополнительного вида наказания (ч. 3 ст. 45, ст. 48 УК РФ). Требования приговора о лишении воинского или специального звания исполняются должностным лицом, присвоившим данное звание.

Наказание в отношении военнослужащих в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется специально предназначенными воинскими частями (дисциплинарными батальонами и дисциплинарными ротами Вооруженных Сил Российской Федерации).

Наказание военнослужащих в виде ареста исполняет командование гарнизона на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт.

Наказание военнослужащих в виде ограничения по военной службе исполняется командованием воинских частей, учреждений, органов и формирований по месту прохождения военнослужащим военной службы.

Определенные задачи в сфере исполнения наказания государство возложило также на администрацию организаций, в которых работают лица, лишенные по приговору суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью; должностные лица и соответствующие органы, ранее присвоившие осужденным специальное, воинское или почетное звание, классный чин или наградившие государственной наградой.

Названные органы и организации не входят в состав органов и учреждений ФСИН России, однако способствуют реализации целей и задач, стоящих перед ними, содействуют их эффективной деятельности.

19. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С БОЛЕЗНЬЮ; ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ.

Освобождение осужденных от наказания в связи с болезнью является не только юридической проблемой, оно требует учета многих обстоятельств, имеет свои существенные особенности. Условия освобождения от наказания в связи с болезнью:

А) наступление у лица после совершения преступления психического расстройства, лишающего его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

Б) заболевание после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, а для военнослужащих в случае заболевания, делающих их негодными к военной службе.

Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, и Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утверждены постановлением Правительства РФ.

Порядок подготовки и представления материалов об освобождении от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства, а также иной тяжелой болезнью предполагает направление в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, представления об освобождении осужденного по данному основанию, заключения медицинской комиссии, личного дела осужденного. Помимо указанных документов в случае тяжелой болезни в суд направляется вместо медицинского заключения заключение врачебно-трудовой экспертной комиссии, а в представлении должны содержаться данные, характеризующие поведение осужденного в период отбывания наказания.

Осужденной женщине может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания, если она беременна или имеет ребенка в возрасте до трех лет со времени освобождения от работы по беременности и родам и до достижения ребенком 14-летнего возраста.

Отсрочка может быть применена только к женщине, имеющей семью или родственников, при наличии их согласия на совместное с ней проживание либо имеющей возможность самостоятельно обеспечить надлежащие условия для воспитания ребенка (например, проживание в собственном доме или квартире). Закон не разрешает применять отсрочку к тем женщинам, которые осуждены к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.

13. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ.

При определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление в законе их прав и обязанностей. Права и обязанности осужденных определяются действующим уголовно-исполнительным законодательством исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ч.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *